«Приветствую Вас!
На этой странице представлен чек-лист для проверки Вашего удалённого коллектива или команды на типовые ошибки, который был разработан в рамках Доклада на 54-ю конференцию «Стратегии творчества».
Вопросы сгруппированы по 3-м направлениям, которые обязательно должны быть охвачены Вашим вниманием. Без их учёта Ваш коллектив обязательно будет «буксовать» в работе.
В идеале, если это будет памяткой, по которой Вы с регулярной периодичностью будете проходится. А если какие-то пункты покажутся простыми, то помните, что они выявлены на основе ошибок МНОЖЕСТВА коллективов, которые допустили умные люди.
Успехов Вашим коллективам!»
— Самойлов Алексей Александрович, Автор чек-листа
Чек-лист для диагностики удалённых коллективов
Раздел 1. Отбор участников (в полной версии 11 пунктов)
1. Можно назвать потенциального участника технически грамотным?
Работа «на удалёнке» сегодня равнозначна работе онлайн, поэтому критически важно свободно ориентироваться в интернете и пользоваться компьютером, а время тратить не на обучение новому ПО, а сложным задачам.
2. Умеет ли потенциальный участник работать с календарём (планировать и вовремя приходить на встречи)?
Повышенные требования к самоменеджменту «на удалёнке» это норма, а умение составить план и ему следовать — главный навык
3. Может ли участник взаимодействовать по-разному в зависимости от канала связи (письмо, мессенджер, звонок, видеозвонок, голосовое сообщение)?
Несоответствие выбранному каналу и средству связи удлиняет и усложняет обмен информацией, а неумение между ними переключаться делает участника источником этих проблем, например, писать короткие сообщения в почте, а длинные в мессенджере — ошибка, но в современности лишь стало больше каналов связи и инструментов, которые позволяют этими каналами пользоваться, поэтому следует осваивать эти каналы, а не горевать, что так случилось, и работа с текстом в их основе.
Раздел 2. Правила (в полной версии 9 пунктов)
1. Все ли процессы, происходящие в коллективе зафиксированы и не осталось неформальных (кто, что, где, когда и сколько делает, что и когда в итоге должно получиться, кто будет пользоваться и обратная связь от них)?
Если при работе офлайн участники коллектива могут как-то ориентироваться в хаосе через быстрые ответы коллег, когда находятся в одном здании/помещении и это простительно, то «на удалёнке», если этот процесс не описан, то значит он неуправляем.
2. Есть ли в коллективе правила и условия использования разных каналов связи?
Увеличение количества инструментов и способов коммуникации вроде бы должно увеличивать вероятность дотянуться до человека, но играет в том числе во вред, когда каждый привык к чему-то своему и по инерции тянет в коллектив свои личные предпочтения, что может снижать эффективность.
3. Есть ли в коллективе правила визуализации деятельности участника для других (хотя бы для руководителя)?
Если работа ведётся в виртуальном пространстве, то для эффективности критично видеть глазами, что происходит с другими участниками, например, через ежедневный отчёт, однако добровольно никто не будет показывать себя и свою деятельность, поэтому нужны правила, а эта проблема пересекается так же со следующим разделом Визуализации.
Раздел 3. Визуализация (в полной версии 4 пункта)
1. Ведётся и виден ли участникам список текущих задач коллектива и их статус?
Форма может быть любая, что даже самая простая табличка (канбан-доска) дает возможность увидеть общую картину задач и занятость участников на данный момент времени, но почему-то не всеми используется и переизобретается теми коллективами, которые не распались.
2. Закрыта ли видимость для процессов и данных, которые не должны быть видны участникам или вне коллектива и доступны только ограниченному кругу лиц?
Обратная задача визуализации — сокрытие конфиденциальных данных не учитывается и пропускается большинством, а ведь не всё можно выносить вне коллектива или непроверенным участникам, и поэтому ограничения должны быть.
3. Подготовлен ли набор инструментов для совместной наглядной работы между участниками (показывать экран, обмениваться скриншотами, общая доска для рисования и т.п.)?
Глаза остаются самым главным каналом для восприятия информации, но текстовые сообщения не всегда можно однозначно трактовать, как и, например, представить себе, что видит другой участник коллектива в момент возникших проблем может быть очень сложно, поэтому не иметь возможности видеть общую картину обязательно помешает прийти к общим результатам.
«Это КРАТКАЯ версия чек-листа. В случае возникновения сложностей с использованием, Вы всегда можете обратиться ко мне за уточняющими вопросами и разъяснениями. Доступ к полной версии, где по каждому разделу раскрыты дополнения, предоставляется за небольшое пожертвование в пользу проекта VIKENT.RU. Можете написать мне по контактам, указанным ниже».
— Самойлов Алексей Александрович, Автор чек-листа